Полезная информация из мира горнообогатительных комбинатов и обогатительных фабрик

Наружные дефекты сварных соединений металлоконструкций.

Качество сварного соединения оказывает значительное влияние на эксплуатационную надежность производимых металлоконструкций. К наружным дефектам сварных соединений относят такие дефекты, которые возможно обнаружить при простом внешнем осмотре невооруженным глазом или с применением лупы.

Дефекты в сварных соединениях приводят к потере герметичности, снижают прочность и ухудшают многие другие характеристики металлоконструкций. А в некоторых случаях они могут приводить к возникновению аварий при их монтаже или эксплуатации.

Высокое качество сварных соединений – это так же и показатель правильности выбранной технологии сварки металлоконструкций, пригодности сварочных материалов и основного металла, квалификации сварщиков, качества организации рабочего места сварщика, а так же технического состояния оборудования и оснастки.

Работы, необходимые для устранения дефектов сварных соединений металлоконструкций оказывают значительное влияние на стоимость выпускаемой продукции. Поэтому затраты, связанные с мероприятиями направленными на снижение вероятности образования дефектов в сварных соединениях металлоконструкций как правило окупаются.

Гораздо дешевле основное внимание при производстве сварочных работ на металлоконструкциях направить на профилактические мероприятия, т.е. работать над предупреждением появления дефектов сварки металлоконструкций, а не над обнаружением и устранением уже имеющихся дефектов.

Дефекты образующиеся в сварных соединениях металлоконструкций, с точки зрения их месторасположения относят к наружным и внутренним. К наружным дефектам относятся: дефекты геометрической формы шва, дефекты формирования шва, трещины, выходящие на поверхность металла.

Требования к сварному шву соединяющему металлоконструкции, на соответствие требованиям прочности, коррозионной стойкости и условиям эксплуатации регламентированы ГОСТ 5264-80, ГОСТ 14771-76 и ГОСТ 8713-79.

Хороший шов должен иметь плавные переходы к основному металлу и иметь размеры, соответствующие требованиям вышеуказанных ГОСТ'ов. Любые отклонения швов от нормативных размеров является признаком брака.

Чрезмерное усиление стыкового или углового шва.

Чрезмерное усиление стыкового или углового сварочного шва приводит к увеличению резкости перехода от шва к основному металлу. Как следствие, появляется концентратор напряжений и место зарождения трещин при динамических нагрузках на металлоконструкции при эксплуатации.

Такой дефект появляется при нарушении режима сварки, например при использовании слишком большой величины сварочного тока и высокой скорости плавления электрода, а так же высокой скорости сварки.

Ослабление сварочного шва.

Ослабленный сварочный шов имеет размеры меньше чем нормативные. В этом случае происходит уменьшение прочности всего сварочного соединения металлоконструкций.

Дефект в виде ослабленного шва возникает при недостаточной силе тока и уменьшении скорости плавления электрода.

Наплывы металла.

Смещение сварочного шва от направления линии стыка элементов металлоконструкций приводит к натеканию расплавленного металла на их поверхность без сплавления, т.е. к наплывам. Эти несплавленные участки являются опасными очагами концентрации напряжений и становятся местами зарождения трещин при знакопеременных нагрузках на элементы металлоконструкций.

Наплывы возникают при отклонении сварочной дуги от оси шва, причиной чему может быть магнитное дутьё, несовпадение линии движения сварочного автомата с линией стыка элементов металлоконструкций, низкая квалификация сварщика, большая величина силы тока, неправильный наклон электрода, слишком большая длина и т.д.

Подрезы сварочного шва.

Подрезы - это уменьшение сечения основного металла на лицевой стороне шва, образующиеся при недостаточном заполнении разделанного шва расплавленным металлом. Подрезы снижают статическую и динамическую прочность сварных соединений. Наиболее опасны подрезы в металлоконструкциях из высокопрочных сталей, имеющим высокую чувствительность к концентрациям напряжений.

Причиной образования подрезов может стать большая величина сварочного тока, большая длина сварочной дуги, которая так же может отклониться от оси шва под действием внешних возмущающих факторов.

При сварке тавровых соединений металлоконструкций смещение электрода или отклонение дуги в сторону горизонтальной стенки приводит к образованию подреза на вертикальной и наоборот.

Обнаруженные подрезы возможно заплавить дуговой сваркой при пониженных значениях тока и сгладить механическим способом.

Непровары.

Непровары относятся к числу наиболее опасных дефектов сварных соединений и возникают при неполном проплавлении свариваемых деталей металлоконструкций. При этом уменьшается рабочее сечение шва и, следовательно, прочность сварного соединения. А непроваренная часть толщины свариваемых элементов становится мощным очагом концентрации напряжений, источником зарождения трещин при динамических нагрузках на металлоконструкцию.

К сожалению внешним осмотром можно обнаружить лишь непровары односторонних стыковых соединений. Внутренние непровары и несплавления между слоями двусторонних швов — могут быть обнаружены только с применением специальных методов контроля (рентген, β-просвечивание, ультразвук или магнитный контроль.

Причины для возникновения непроваров - недостаточный зазор между деталями свариваемых металлоконструкций, малый угол скоса при разделке кромок, завышенная скорость сварки или малая сила тока, а так же загрязнение свариваемых кромок. Малая величина тока или завышенная скорость сварки следствие неправильного выбора режимов.

Прожоги.

Прожоги – это полости внутри сварочного шва, образовавшиеся в следствие вытекания металла из сварочной ванны. Чаще всего прожоги возникают при однопроходной сварке тонколистовых металлоконструкций без использования прокладок или при укладке корневого шва при многопроходной сварке, но могут появиться и в других случаях.

Причиной возникновения прожогов становится избыточная величина силы тока при малой скорости сварки. В этой ситуации возрастает объем сварочной ванны и происходит вытекание жидкого металла. Так же увеличивают вероятность образования прожогов завышенная величин а зазора между соединяемыми элементами металлоконструкций, неплотное прилегание подкладки или флюсовой подушки с обратной стороны шва.

Кратер в конце шва.

Кратер в конце шва это углубление, образующееся после резкого обрыва дуги. При медленном гашении сварочной дуги, путем постепенного увеличения ее длины или уменьшения величины тока вытесненный жидкий металл под действием силы тяжести успевает заполнить созданный дугой кратер. В случае резкого обрыва дуги этого не происходит, быстрая кристаллизация сварочной ванны не позволяет заполнению углубления.
Кроме того, оставшиеся в кратере порции жидкого металла при ускоренной кристаллизации в результате объемной усадки испытывают растягивающие напряжения. При этом в кратере возникают паукообразные трещины, приводящие к разрушению металлоконструкции в процессе эксплуатации.

Приглашаем к сотрудничеству

   +7(812) 987 9110       +7(812) 322 8737   Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Станислав Раитин
10.04.2018
Интересное